Блог учителя начальных классов
Home
 

Олимпиада по окружающему миру

 

Ответьте подробно на вопросы.

  1. Растает ли снежная баба, если на неё надеть шубу? Почему?
  2. Почему кошка часто умывается?
  3. Почему нашу область называют Кузбассом?
  4. Если долго лить воду в стакан, она перельётся через край. Реки же постоян но подливают воду в моря. Почему они не переливаются через край?

2.        Выберите правильный ответ.

1)        У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему  нужны клыки?

а)        для защиты от врагов;

б)        для добывания корма;

в)        для борьбы с соперниками.

2)        Что такое почва?

а)        земля, на которой стоят дома;

б)        то, что у нас под ногами;

в)        среда обитания растений и животных.

3)        Какова роль дождевых червей для почвы?

а)        уничтожают вредителей;

б)        перерабатывают опавшие листья;

в)        роют подземные ходы.

4)        Определите признаки живого:

а)        движется, питается, размножается, растёт, дышит;

б)        питается, размножается, растёт, умирает, дышит;

в)        размножается, дышит, растёт, питается, летает;

г)        дышит, видит, растёт, умирает, размножается.

5)        Определите правильно составленную цепь питания:

а)        растительный опад — дождевые черви — лисицы — кроты;

б)        дождевые черви — растительный опад — кроты — лисицы;

в)        растительный опад — кроты — дождевые черви — лисицы;

г)        растительный опад — дождевые черви — кроты — лисицы.

6)        Что мы делаем, когда поджигаем сухую траву на лугах?

а)        даём расти молодым побегам;

б)        повышаем плодородие почвы за счёт золы;

в)        наносим непоправимый вред всему сообществу.

7)        Какое из этих слов не обозначает вид почвы?

а)        чернозём;

б)        подзол;

в)        вулкан;

г)        краснозём.

8)        В какой природной зоне существует взаимосвязь морошка — лемминг — белая сова»?

а)        в степи;

б)        в пустыне;

в)        в лесу;

г)        в тундре.

3.        Ответьте коротко на вопросы.

  1. Какие самые крупные перелётные и оседлые птицы Кемеровской области?
  2. Какой самый молодой город Кемеровской области?
  3. Какие растения области питаются насекомыми?
  4. Как называют коренных жителей Горной Шории?
  5. Какая птица ревёт, как бык?
  6. Какая самая крупная кошка наших лесов?
  7. Какое самое большое по площади озеро в нашей области?
  8. Из какого дерева делают спички?

4.        Выполните задание.

  1. С помощью отрезков ломаной линии начертите схему пути туристов. Туристы сначала шли на запад, затем повернули на юго-запад, пройдя не которое расстояние, они двинулись на восток, потом пошли на юг, после че го двигались в северо-восточном направлении.
  2. Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажите это на схеме, которую постарайтесь придумать сами.
  3. Прочитайте рассказ, найдите экологические ошибки и подчеркните их.

Я иду по болоту. Солнце блестит на листьях васильков. Вода на болоте золотая от солнца, а кочки в ней, как чёрные камни. В воде резвятся голова стики, которые скоро станут взрослыми рыбами. В утренней тишине слы шатся звуки лопающихся пузырьков болотного газа. Скоро проснётся и за поёт цапля. Проголодавшись за ночь, она будет ходить по болоту и высмат ривать добычу: мошек, комаров, лягушек.

ОЛИМПИАДА №2

1. Если долго лить воду в стакан, она перельётся через край. Реки же постоянно подливают воду в моря, почему они не переливаются через край?

  1. Вы отдыхали весной на полянке. Что нужно сделать, прежде чем выйти из леса?
  2. Какое значение для человека имеет природа?
  3. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу и разжигать костры?
  4. Какое животное лишнее? Почему?

  1. слон;
  2. ёж;
  3. свинья;
  4. белка;
  5. волк.

  1. Кто трижды меняет облик, когда рождается, прежде чем стать взрослым?
  2. Моря какого из океанов не омывают берега России?
  3. В какое озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна — Ангара?
  4. Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш?
  1. К какой группе растений (деревья, кустарники, травы) относится банан?
  2. Выберите правильный ответ.

1)        Какие травы могут вылечить больное горло?

а)        мать-и-мачеха;

б)        календула;

в)        одуванчик;

г)        подорожник.

2)        Что является источником тепла и света для живых существ?

а)        солнце;

б)        планета;

в)        луна.

3)        Что относится к живой природе?

а)        вода;

б)        растения;

в)        животные;

г)        грибы.

4)        К чему относится крыжовник?

а)        деревья;

б)        кустарники;

в)        трава.

5)        Кто относится к насекомым?

а)        лягушка;

б)        черепаха;

в)        бабочка;

г)        жук.

12.        Разгадайте ребус и ответьте на вопрос.

(82 — 42)

 А Где обитает эта птица?

13.        Кто такой носорог?

Это нос, это рог.

Может, он удивить бы всех мог,

Протрубив в свой единственный рог?

Но рог перевёрнут его,

И не слышно из него ничего.

Так зачем же носорогу рог?

14.        Найдите ошибки в экологическом очерке.

Ёж укладывал грибы в рядок, скручивался в колючий шар и прокатывался по ним. Развернувшись, ёж бежал к своей норке и нёс наколотые грибы в кла довую. Всю зиму ёж сидит в норе и ест сушёные грибы.

ОЛИМПИАДА №3

1. Запишите, что в окружении вашей школы принадлежит к живой и неживой
природе.

Природа возле моей школы (по 3 пункта)
живая- ………………                     неживая- ………………………

2.        Закончите следующее предложение:
Растения в лесу располагаются ярусами:

верхний ярус —                            средний ярус —                                            нижний ярус — … .

3.        Из каких веществ состоит почва? Соедините стрелками.

Воздух

Вода

Глина

Перегной        Почва

Песок

Камни

Минеральные вещества

4. Составьте цепь питания. Слова для работы: гусеница, жаба, орёл, капуста, змея.

  1. Охрана животных. Укажите причины исчезновения многих растений и жи вотных с помощью условных знаков.

   

  1. Что такое экологическая катастрофа? Как появилось это понятие?
  2. Соберите из указанных букв как можно больше названий деревьев (каждую букву можно использовать один раз).

                   ОТЛКЕРСЯИПБЁНАЬ

8.        Прочитайте текст. Определите, сколько в нём допущено фактических ошибок. Укажите их количество и напишите верные предложения.

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные расте ния. У сосны созревают плоды — шишки. В них находятся семена.

9.        Какие хвойные деревья и кустарники можно встретить в лесах Кемеровской  области?

10. Какое самое глубокое озеро Кемеровской области?

ОЛИМПИАДА №4

  1. Что делает ёж зимой?
  2. Напишите известные вам травянистые растения (по 3 растения):
  1. лекарственные;
  2. культурные;
  3. декоративные.

3.        Соберите из букв как можно больше названий рек России (буквы можно ис-
пользовать несколько раз).

НИЛВОГАБЬЕСЙДМУР

4.        Составьте цепь питания с указанным в ребусе животным:

ЁВК

  2         А

5.        Напишите название известных вам животных:

  1. трёх домашних животных;
  2. трёх диких животных.

Почему животных называют всеядными, хищниками, травоядными!

  1. Вспомните луг, пестрящий красивыми цветами. Но кому нужны эти дивные цветы там, где нет человека? Напишите, что вы думаете об этом.
  2. Подчеркните совершенно бесполезных, по вашему мнению, животных, птиц, насекомых: зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, мура вьи, лисы.
  3. Где у кузнечика ухо?
  4. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?
  1. Назовите самых крупных оседлых и перелётных птиц Кемеровской области?
  2. С какими областями, краями и республиками граничит Кемеровская об ласть?
  3. Продолжительность суток на Марсе 24 ч 34 мин, на Юпитере — 10 ч, а на Земле — 24 ч. Объясните это явление.
  4. Какое хвойное растение сбрасывает хвою на зиму?
  5. Почему пчёл называют общественными насекомыми?
  6. Прочитайте рассказ, найдите экологические ошибки, подчеркните их.

Осень в лесу

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цвету щих растений совсем мало, но над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом меду ницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукова ние кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придёт суро вая и длинная зима.

ОЛИМПИАДА №5

  1. Назовите самое сладкое дерево наших лесов.
  2. Кто может пить ногой?
  3. След какого хищного зверя похож на человеческий?
  4. Доскажите словечко.
  1. Холод. Все сады пусты. Ну какие тут цветы? Но у нас, назло  морозу, Распускаются        ………
  2. Ёжик вырос в десять раз, Получился        
  3. Он верен морю, как матрос, Предвестник бури………        
  1. Имеется смесь из соли, песка и опилок. Как с помощью воды отделить друг от друга вещества, входящие в эту смесь?
  2. Выберите правильный ответ.

1)        Что называют лёгкими планеты?

а)        океан;

б)лес;

в)        горы.

      2)  Какое природное сообщество наиболее активно очищает воздух от пыли?

а)        степь;

б)лес;

в)        луг.

3)        Выберите среди птиц хищников:

а)        голубь;

б)воробей;

в)        сова.

4)        При попадании в воду нефть:

а)        растворяется в ней;

б)образует на поверхности плотную плёнку;

в)        оседает на дно.

5)        Что такое озеро?

а)        выход подземной воды наружу;

б)        природные углубления в поверхности суши, заполненные водой;

в)        природное сообщество.

      6)  Для каких животных вода является единственным местом обитания?

а)        для стрекоз;

б)        для рыб;

в)        для жаб.

7)        Где воздух чище?

а)        на лугу;

б)        в городе;

в)        в сосновом бору.

8)        Почему нельзя ловить бабочек?

а)        они красивые;

б)        растения будут давать меньше семян;

в)        бабочек будет меньше.

  1. Какая рыба нашей области нерестится зимой?
  2. Как называют коренных жителей Кузнецкой степи?
  3. Можно ли назвать город Кемерово приморским городом?
  1. Какие животные нашей области занесены в Красную книгу?
  2. На каком материке нет рек?
  3. В чём ошибочность утверждения «тёплый воздух легче холодного»?
  4. Решите экологическую задачу.

Каждую ночь на пруду слышна музыка — пение лягушек. Они всё делают по-своему: дышат кожей, языком ловят насекомых, имеют большой, но беззу бый рот и огромные глаза. Зачем лягушке такие большие глаза?

14.        Разгадайте ребус и ответьте на вопрос.

Почему эта птица улетает одна из первых?

ОЛИМПИАДА №6

  1. Весной охота и рыбная ловля запрещены. Почему?
  2. Объясните причины смены времён года на Земле.
  3. Хищников нужно охранять, потому что… .
  4. Самый ядовитый гриб — это….
  5. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на ветки, ни на воду?
  6. Верхний слой Земли — это ….
  7. Назовите осадочную горную породу, применяемую для изготовления керамики.
  8. Что произойдёт, если горящую свечу накрыть банкой? Почему?
  9. Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?
  1. Кого в лесу больше: хищников или травоядных? Почему?
  2. Перечислите населённые пункты нашей области, названия которых созвуч ны названиям растений.
  3. Выберите правильный ответ.

1)        С лица Земли исчез:

а)        сизый голубь;                   б)        розовый фламинго;                      в)        странствующий голубь.

2)        К насекомым относятся:

а)        ящерица;                           б)лягушка;                             в)        жук;                                    г)        паук.

3)        В холодную зиму птиц часто подкармливают. Какой корм из перечисленных ниже им нельзя давать?

а)        семена растений;

б)хлеб;

в)        солёное сало;

г)        несолёное сало.

4)        Какая зона является царством мхов, лишайников и болот?

а)        зона арктических пустынь;

б)зона тундры;

в)зона степей;

г)        зона лесов.

5)        К неживой природе относятся:

а)        солнце;

б)туча;

в)заяц;

г)        стог сена.

6)        Какие плоды даёт картофель?

а)        орешки;

б)клубни;

в)несъедобные ягоды.

7)        Какие животные нашей области занесены в Красную книгу?

а)        лебедь;

б)        бурый медведь;

в)        амурский тигр;

г)        северный олень.

8)        Где в Кузбассе добывают каменный уголь?

а)        Кемерово;

б)        Белово;

в)        Мариинск;

г)        Анжеро-Судженск;

д)        Тайга.

9)        Самое большое озеро нашей области — это:

а)        Среднетерсинское;

б)        Байкал;

в)        Большой Берчикуль.

10)        Самая маленькая птичка наших лесов — это:

а)        колибри;

б)        желтоголовый королёк;

в)        воробей.

13. Прочитайте рассказ, найдите в нём экологические ошибки и подчеркните их.

Зимой в лесу

Красиво зимой в лесу. Морозно и туманно. Высоко в небе ярко сияет солнце. Деревья надели пушистые белые шубы. Где-то в глубине леса заухал филин, бесшумно пролетела летучая мышь, раздался стук дятла. В кустах мелькнул огненный хвост лисицы. Она в поисках пищи: глубоко под снегом -мышиная норка. Занятая мышкованием, лиса не замечает зайца, который со всем рядом обгладывает кору молодой ёлочки. Тихо кругом. Только слышно стрекотание вороны. Она сообщает всем о приближении человека.

14.        Решите экологическую задачу.

Многие гусеницы очень ярко окрашены и прекрасно заметны в траве и на листьях деревьев. Но они не прячутся от птиц и не боятся быть съеденными. Чем это можно объяснить?

 

24.04.2013 This post was written by Categories: Подготовка к олимпиадам No comments yet


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top
Перейти к верхней панели